Процесс железнения.

15615656В отличие от процесса хромирования, в процессе железнения используются более дешевые электролиты, растворимые аноды, более высокие скорости осаждения покрытия и  плотности тока. При нанесении электролитического железа на детали его выход по току достигает 85-90%, а не 13-15%, как при хромировании в обычных электролитах. 

Отличия железнения от хромирования

В литературе процесс железнения довольно часто носит название осталивание. Но,  данный термин дает возможность охарактеризовать не состав получаемого покрытия, а его высокие физико-механические свойства, приближающиеся к свойствам стали.  На катоде осаждается практически чистое железо (99,9%). В осадок в виде примесей выпадает сера, углерод, фосфор, разные легирующие металлы, большое количество водорода до 0,1%. Термин осталивание более подходит к покрытиям электролитическим железом, специально включающим частицы графита, к примеру, при применении электролита с добавлением глюкозы, сахара. В холодных электролитах процедура покрытия железом осуществляется при малой плотности тока. В электролитах, нагретых до температуры 50-100°С, электролиз происходит при высоких плотностях тока 10-20 А/дм2, при этом скорость отложения металла намного повышается. Но, в тоже время процесс осталивания обладает существенными недостатками.

Если сравнивать с хромированием, то в этом процессе намного хуже детали сцепляются с нанесенным металлом. Поэтому детали машин, восстановленные таким путем, отличаются низкой износостойкостью. Для того, чтобы ее повысить нужно нанесенный слой металла обрабатывать химически-термическим методом, к примеру, осуществлять цементацию с последующей закалкой и отпуском. Если восстанавливаемые детали имеют большую глубину износа, то целесообразнее первые слои наращивать металлизацией или осталиванием, а последний слой – хромированием. Процесс восстановления деталей с железным покрытием затрудняется еще и тем, что для него необходимо использовать специальные кислотоупорные материалы, чтобы покрыть стенки ванны и всей фильтрующей поверхности. В виде такого материала используется фаолит, имеющий низкую теплопроводность, что намного усложняет и затрудняет процесс подогрева.

Осталивание используется для ремонта изношенных поверхностей деталей. В отличие от процесса хромирования, процесс осталивания протекает в 10 раз быстрее. Для проведения процедуры осталивания  чаще всего используют состав, включающий 300 г/л поваренной соли,  450 г/л хлористого железа, 35 г/л соляной кислоты. Эта процедура должна проводиться при температура раствора 100°С, и плотности тока – 2000 А/дм2. При ремонте автомобилей изношенные поверхности деталей восстанавливаются путем нанесения электролитического железа на детали. В таком процессе толщина покрытия может достигать 15 мм, и он может протекать быстрее в 15 раз. Следует отметить,  что химические компоненты, используемые в процессе осталивания,  доступнее и дешевле.